«Вот что забавно. Когда я покинул DREAM THEATER в 2010 году, я ушёл, потому что был измотан постоянным циклом «сочинение-запись-гастроли». Это был просто бесконечный цикл, который продолжался для меня на тот момент уже 25 лет. И я, будучи помешанным на контроле, контролировал каждый элемент не только музыки, текстов, мелодий и продакшена, но и сувенирную продукцию, фан-клубы, сет-листы. Всё это было настолько масштабно, что я выгорел. И самая большая ирония заключается в том, что я хотел взять перерыв, в итоге мы поссорились, я был вынужден покинуть группу, потому что мне нужен был перерыв. Но ирония состоит в том, что после ухода из DT я создал около 87 других коллективов. [Смеётся]
За те 13 лет, что я был вне DREAM THEATER, я записал около 50 или 60 альбомов с десятками разных групп и исполнителей. Так что это самая большая ирония — я внезапно перешёл с цикла «сочинение-запись-гастроли» с одной группой к тому же самому с целой дюжиной групп, где ни о каком отдыхе даже не шла речь. И все поначалу говорили: "Мы думали, что тебе нужен перерыв". А я отвечал: "Может, мне просто нужно было отдохнуть конкретно от DREAM THEATER". Я был очень вдохновлён, записывая все эти альбомы с другими музыкантами, которыми я восхищался и которых любил. И всё, что только могло придумать моё воображение, я смог воплотить с этими группами. Я хотел создать группу со Steve Morse'ом. Хорошо. Я создал группу со Steve Morse'ом. Я хотел создать группу с Billy Sheehan'ом и Richie Kotzen'ом. "Не вопрос, давайте создадим". Я хотел посотрудничать с Tony McAlpine'ом и Derek Sherinian'ом, или записать трэш-металл-альбом с ребятами из ANTHRAX, METALLICA и MEGADETH. Всё, что только мне приходило в голову, я мог осуществить с другими музыкантами. Так что это было самое насыщенное, самое плодотворное десятилетие с лишним за всю мою карьеру. И я смог исполнять музыку во множестве разных музыкальных стилей. Все знали меня как парня из DREAM THEATER, у которого барабанная установка размером с корабль, но теперь я вдруг стал играть классический рок в духе CREAM или Джими Хендрикса с THE WINERY DOGS, или играть трэш-металл с METAL ALLEGIANCE, или даже выступать в качестве простого наёмного музыканта. Я провёл целый тур с AVENGED SEVENFOLD. Я присоединился к TWISTED SISTER в их прощальном туре... Я, наверное, последний человек в мире, про которого можно подумать, что я буду выступать с TWISTED SISTER в их прощальном туре. Но я полагаю, что это всё ещё раз подтверждает мой эклектичный музыкальный вкус. Несмотря на то, что я сделал себе имя с DREAM THEATER, создавая прогрессивную музыку в стиле DREAM THEATER, я всё ещё самый большой фанат BEATLES, которого только можно встретить, я самый большой фанат U2, самый большой фанат JELLYFISH. Так что мне нужно было расправить свои музыкальные крылья за эти годы отлучения от DREAM THEATER».
На вопрос о том, что ему «пришлось сделать внутри группы», чтобы вновь присоединиться к DREAM THEATER, Portnoy сказал:
«Ну, первым шагом было то, что мне нужно было наладить личные отношения со всеми четырьмя другими ребятами, потому что я знаю, что причинил им боль, когда покинул их, и я всегда чувствовал себя очень плохо из-за этого. Я принял решение, которое, по сути, было очень эгоистичным, покинув группу прямо посреди... Мы только что отыграли в Madison Square Garden с IRON MAIDEN, и чуть ли не через месяц я ушел из группы. В тот момент дела у DREAM THEATER шли полным ходом, но я принял эгоистичное решение, что мне нужно было реализоваться на стороне, иначе я бы пожалел, что не ушел. Мне нравится выражение «лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал», и я был именно в таком положении. Я подумал: «Если я не последую зову сердца и не попробую что-то ещё, я буду вечно задаваться вопросом "А что если?". Так что мне нужно было покинуть состав DT.
Но, отвечая на ваш вопрос, возвращаясь, я должен был наладить личные отношения со всеми парнями и загладить свою вину за то, что, возможно, причинил им боль. И это происходило постепенно. Сначала я и John Petrucci начали общаться на бытовом уровне. Наши семьи дружат между собой. Наши жёны одно время играли в одной группе. Наши дети дружат между собой. Так что мы начали собираться вместе на праздники и просто заниматься будничными вещами вместе с нашими семьями. А потом то же самое произошло с Jordan Rudess'ом. Мы с ним начали встречаться и разговаривать. Ну а John Myung вообще живет буквально в квартале от моего дома в Пенсильвании. Так что личные отношения нужно было налаживать. И последним кусочком этой головоломки стал James LaBrie, потому что с ним я не разговаривал уже более десяти лет. Он затаил на меня обиду, и я много раз пытался с ним помириться, но он просто не был готов к этому. И в какой-то момент... кажется, это было в конце 22-го года... я пошел на концерт DREAM THEATER в Нью-Йорке и смог впервые за столько лет увидеть James'a лично, и в течение минуты всё растаяло. В течение минуты это были крепкие объятия, поцелуи: «Я люблю тебя. Я скучаю по тебе». И всё это дерьмо, которое происходило на протяжении многих лет, вся эта драма сразу же исчезла. Вот так оно и получилось.
Честно говоря, даже на том этапе, когда мы с James'ом уже помирились, если бы кто-то спросил меня: «Как думаешь, ты вернешься в DREAM THEATER?», я бы даже в тот момент ответил: «Эх, не знаю, стал бы я на это ставить. Не знаю». А потом начались такие музыкальные шаги, что я почувствовал: «Ладно, может быть, это неизбежно». Я сыграл на сольном альбоме John'a Petrucci и отправился с ним в сольный тур. Jordan, я и John записали третий альбом LIQUID TENSION EXPERIMENT, вместе с Tony Levin'ом. Так что у нас происходили музыкальные шаги по сближению, и мы почувствовали: «Что ж, возможно, сейчас то самое время и место». И мы все становимся старше. Нам всем уже за пятьдесят, а некоторым из ребят даже за шестьдесят. И мы смотрим на то, что случилось с RUSH. Они провели тур, посвященный 40-летию группы, ушли на пенсию, и через пять лет барабанщика Нила Пирта не стало. Так что подобные вещи заставляют задуматься: кто знает, сколько времени у нас осталось - лично у каждого или коллективно у группы? И когда всё начало сходиться на личном и музыкальном уровнях за пределами DREAM THEATER, мы начали чувствовать: «Может быть, сейчас то самое время». И я рад, что так и случилось, потому что я вижу истории, как Roger Waters не возвращается в PINK FLOYD или Peter Gabriel не возвращается в GENESIS, и я всегда боялся, типа: «Надеюсь, со мной и DREAM THEATER этого не случится. Надеюсь, когда-нибудь мы воссоединимся и уедем вместе в закат, как и должно быть». И вот мы снова вместе».